Выполнение требований к формированию социокультурной среды и созданию условий для всестороннего развития личности

В колледже создана социокультурная среда  и благоприятные условия для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданственных, общекультурных качеств обучающихся по программам СПО.

Воспитательная работа в колледже – это организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самосознания обучающегося, нравственной позиции и её закреплению в поведении. Осуществляется в неразрывной связи c учебным процессом, практическим обучением и внеучебной деятельностью.

Содержание, методика и технологии воспитательной работы определяются разработанной Программой воспитательной деятельности, базирующейся на традициях отечественной культуры, образования и науки, направленной на развитие личности с активной жизненной позицией, несущей ответственность за свои действия, понимающей политический и экономический аспекты развития современного общества.

Реализация Программы осуществляется  в соответствии с руководящими документами Минобрнауки РФ, Положением о колледже, а также иных его организационно — нормативных актов.

Для достижения указанных задач Программы ежемесячно составляется план мероприятий колледжа, реализация которого способствует повышению уровня воспитанности, культуры, пропаганде общечеловеческих ценностей в молодёжной среде. Советом техникума утверждена структура управления воспитательной работы.

Многообразие форм и методов воспитательной работы реализуется в тесном взаимодействии администрации и студентов. Разработано Положение о студенческом самоуправлении,  в соответствии с планом работает школа студенческого актива «Максимум активности, результативности и сознательности», на которой рассматриваются вопросы организации и проведения тематических мероприятий, анализируется работа активов учебных групп и т.д.

Еженедельно проводятся совещания с кураторами групп  и руководителями творческих коллективов по вопросам планирования общеколледжевских мероприятий с последующим анализом их эффективности и качества проведения.

Большую роль в организации воспитательной работы играют средства массовой информации: радиопередачи «Студенческий вестник», освещающие наиболее интересные аспекты студенческой жизни. Также периодически информация о жизнедеятельности нашего колледжа отображается на сайте колледжа.

Приоритетными направлениями воспитательной работы являются:

— развитие познавательной активности, культуры умственного труда, интеллектуальных способностей и кругозора студентов;

— формирование здорового образа жизни, повышение психолого-валеологической компетентности студентов;

— реализация дополнительного образования.

К числу основных направлений относится также выявление уровня воспитанности студентов, повышение профессионального мастерства и развитие его творческой индивидуальности.

В соответствии со службой психологической поддержки со студентами проводится тренинговая работа по профилактике социально-психологической адаптации и её проявлений, наркологической и алкогольной зависимости.

Реализация основных направлений осуществляется одновременно по всем направлениям во всех учебных группах с учётом их особенностей (психологических, интеллектуальных и др.)

Сопровождение воспитательной работы рассматривается как квалифицированная помощь студенту на основе изучения его интересов, особенностей взаимодействия с воспитывающей средой для его личностного и профессионального роста. С этой целью осуществляется система дополнительного образования, работа Методического объединения,  кураторов групп, различных творческих коллективов художественной самодеятельности и спортивных секций.

Особое внимание в воспитательной работе уделяется привитию интереса обучающегося к избранной специальности. С этой целью  организуются и проводятся различные конкурсы по специальностям, тематические конференции, посещение специализированных выставок и экскурсий.

В начале нового учебного года для студентов нового набора проводится праздник «Студенческая присяга», который готовят студенты первокурсники. Учитывая сложности периода адаптации, назначаются опытные кураторы групп, которые знакомятся со студентами, изучают их способности, вовлекают в общественную жизнь.

Одной из целей воспитания является формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Цель достигается путём формирования образа жизни, самоуважения, жизненной позиции. Эти задачи решаются педагогами в совместной деятельности со студентами. Практически во всех проводимых мероприятиях наряду с учебными группами выступает сборная команда преподавательского состава. Особое внимание обучающиеся уделяют чествованию юбиляров.  К юбилейным датам преподавателей готовятся специальные информационные выпуски, фоторепортажи,  концерты.

Анализ современной общественно-политической обстановки в государстве и обществе показывает, что руководство страны все более обращается к проблемам гражданственности, патриотизма, духовности и культуры. Патриотизм не рождается на пустом месте. Патриотические настроения молодежи могут носить базовый характер, если в их основе будут лежать глубокие знания истории страны, в том числе о достижениях отечественной науки и техники, экономики и культуры, литературы и искусства, военных победах, спортивных достижениях и т.д.

На формирование указанных выше качеств и направлена гуманитарная составляющая образования и воспитания в колледже.

 Усиление мировоззренческой направленности учебного процесса:

— изучение студентами социально-гуманитарных дисциплин в соответствии с учебными планами и программами;

— разработка и чтение силами преподавателей  гуманитарных дисциплин факультативных курсов, направленных на расширение и углубление знаний мировой и отечественной истории и культуры;

Повышение роли учебного процесса в формировании духовности и высоких культурных запросов:

— разработка силами преподавателей  русского языка системы внеаудиторного чтения, обеспечивающей частичную ликвидацию пробелов в изучении русского языка и литературы в средней школе, с оценкой полученных знаний на зачетах и экзаменах по дисциплине;

— организация постоянных внеаудиторных практических занятий по освоению правил и норм делового этикета, приобретению навыков культуры речи и делового общения;

— усиление    культурно-просветительной   составляющей    в    изучении студентами иностранных языков; организация   предметных олимпиад, конкурсов эссе о поэтах, писателях, выдающихся деятелях культуры разных стран.

 

Духовно-нравственное воспитание реализуется через различные тематические мероприятия, такие как конкурс чтецов «Поэтический дебют», конкурсы эссе «О роли Дня народного единства», Фестиваль  «Как прекрасен этот  мир!».

Перед началом проведения мероприятия готовится положение, формируется организационный комитет и жюри, в состав которого входят представители от студентов и от преподавателей.

Изучить способности обучающихся помогает ставший уже традиционным фестиваль студенческих песен, где ребята демонстрируют свои музыкальные и вокальные данные. Во время этого конкурса руководители творческих коллективов подбирают талантливых студентов, которые затем принимают участие в торжественных мероприятиях, проводимых в колледже совместно с МПТ « РЭУ им.Г.В.Плеханова».

Обучающиеся совместно с педагогами-организаторами и преподавателями посещают музеи, выставки, театры.

Патриотическому воспитанию в нашем техникуме уделяется значительное внимание. В связи с юбилейными датами: Днём защитника Отечества, Победы в Великой Отечественной войне проходят не только тематические часы в учебных группах, на которых обязательно присутствуют выпускники, прошедшие службу в РА, но и исторические викторины «…мы замолкаем, глядя в небеса», «Салют, Победа!» с применением информационных технологий. Поводятся торжественные собрания и линейки, на которых выступают Ветераны боевых действий, преподаватели и выпускники, отслужившие в Российской Армии. Готовятся литературно-художественные композиции.

Проводится конкурс «Боевой листок», в котором прослеживается тесная взаимосвязь обучающихся университета с выпускниками, которые в простой форме рассказывают о том, как они проходили службу в рядах Российской Армии и о том, как необходима в армии полученная профессия.

Возрождена традиция проведения смотра-конкурса строевой подготовки и песни. Данное мероприятия вызывает огромный интерес у обучающихся и не только юношей, но и у девушек.

Старшекурсники  на базе воинской части Московской области проходят учебно-полевые сборы.

Отдельный, обширный пласт воспитательной работы – это работа по гражданскому воспитанию молодёжи. С целью формирования высокой патриотической гордости у молодёжи на основе образцов героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе, ежегодно проводятся тематические встречи с Героями России, Героями Советского Союза с Ветеранами боевых действий.

Формирование здорового образа жизни необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, имеющий первоочередные и перспективные задачи. Учитывая тот факт, что здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным      воплощением      индивидами      своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей, следует при формировании    здорового    образа    создавать    оптимальные условия жизнедеятельности, как для отдельного человека, так и целого коллектива.

Педагогические (воспитательные) мероприятия: предполагают формирование сознания и мышления, направленных на развитие потребности использования принципов, методов и способов организации здорового образа жизни, как важнейшего фактора подготовки будущего специалиста, улучшения качества существования личности, сохранения трудоспособного возраста на долгие годы и увеличения продолжительности жизни. Воспитательные аспекты (мероприятия) реализуется в учебном процессе и предполагают:

  1. Разработку теоретической концепции здорового образа жизни:

1.1. Формирование личностного поведения студента, направленного на повышение защитных свойств организма в процессе жизнедеятельности человека;

1.2. Формирование личностного поведения студента, обеспечивающего противодействие вредным привычкам;

1.3. Ориентированность деятельности студента в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья.

  1. Решение задач пропаганды и внедрения здорового образа жизни в учебном процессе:

2.1. Разработка индивидуальных программ для студентов, занимающихся в спортивных секциях, а также имеющих отклонения в состоянии здоровья;

2.2. Усиление пропаганды здорового образа жизни в курсе «Безопасность жизнедеятельности»;
2.4. Организация факультативных занятий по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек:

—   Рациональная организация трудовой и учебной деятельности;

—   Гигиенические мероприятия;

—   Организация активного досуга;

—   Рациональное питание;

—   Физическая активность;

—   Преодоление вредных привычек;

—   Диспансеризация молодежи.

Социальные аспекты:

— создание социальной рекламы, информирующей о пагубных влияниях табака, алкоголя и наркотических средств на здоровье человека и его физиологические функции;

— использование средств массовой информации (газета, стенды) для пропаганды оздоровительных мероприятий и пагубного воздействия вредных привычек;

— оборудование дополнительных мест питания студентов, отвечающих гигиеническимтребованиям;
— ежедневные просветительные мероприятия через беседы с преподавателями с акцентированием внимания студентов на запрещение курения и употребления спиртных напитков на территории филиала;
— использование информационных указателей в местах общего пользования, свидетельствующих о недопустимости курения и других противоправных действий;

— создание атмосферы непримиримости к нарушителям правил внутреннего распорядка (нахождение в верхней одежде, курение, появление в нетрезвом состоянии, употребление пищи в необорудованных местах, мусорящих и т.д.).

В связи с этим уделяется большое внимание  физическому воспитанию и спортивно-массовой работе. Обучающиеся активно принимают участие в спортивных мероприятиях колледжа, занимая призовые места. В сентябре для обучающихся техникума проводится спортивно-военизированная эстафета, которая включала в себя большую спортивно-массовую программу.  Победители  награждаются грамотами и  памятными подарками.

В течение учебного года в колледже проводится спартакиада  по 8 видам спорта. Результаты периодически отображаются в специальных выпусках на сайте техникума. Большой популярностью среди студентов пользуются “Дни здоровья”, спортивные вечера, встречи с ветеранами спорта и ведущими спортсменами.

Работают спортивные секции: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис  и восточные единоборства.

Все спортивные мероприятия проводятся в соответствии с положением и отображением результатов в специальных таблицах.

Администрацией колледжа совместно с активами групп в соответствии с Положениями проводятся традиционные ежегодные конкурсы «Лучшая учебная группа» и «Лучший староста учебной группы». Приоритетными показателями конкурса является успеваемость студентов и результативность в общественных мероприятиях. Итоги подводит жюри, состоящее из представителей администрации и активов групп.

Информация о воспитательной работе отображается в специальной таблице. Два раза в году на Педагогических советах рассматриваются вопросы, связанные с анализом эффективности воспитательной работы в колледже. Отличительной чертой является активное участие преподавателей и работников колледжа в проводимых студенческих мероприятиях. 

      Эффективность работы по правовому воспитанию подрастающего поколения зависит от того, как она организована, насколько согласовано и целенаправленно действуют все звенья её системы.

           Разработаны и утверждены  Советом колледжа «Правила внутреннего распорядка», регламентирующие права и обязанности студентов. Все студенты ознакомлены с этими правилами под личную подпись.

В рамках изучения дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» выпускники знакомятся с существующими нормативными документами и локальными актами колледжа, отображающими состояние правового воспитания.

Выводы:

Работа в рамках специальностей по формированию социокультурной среды и созданию условий для всестороннего развития личности соответствует требованиям ФГОС.

План воспитательной работы на 2020/2021 учебный год
Концепция воспитательной работы
Отчет о выполнении плана воспитательной работы